Skip to content

Мировой опыт эффективного развития производственных кластеров

Рождение и бурный рост популярности концепции региональных инновационных систем на основе кластеров в 80-90 гг. ХХ столетия в значительной степени стали следствием ожесточения конкурентной борьбы на мировых рынках, обнажившего множественные дефекты и изъяны традиционных региональных моделей экономического развития и в то же время содействовавшего появлению большого числа успешных технологических кластеров фирм на региональном уровне.

Идея кластеров, как модель конкурентоспособности экономического развития регионов, получила широкое развитие в последние два десятилетия практически во всех странах мира, включая страны Восточной Европы, Южной Америки, Африки, Океании, не говоря уже о странах Евросоюза и США. Но если не считать обзорной информации в Интернете, хорошую и полную информацию по этой теме найти не просто. Фирмы, группы компаний, альянсы, технопарки и промышленные кластеры строго берегут свои секреты. Тем более важно и необходимо изучать и анализировать лучший мировой опыт по формированию и развитию кластеров. Для Украины в наибольшей степени может быть интересен опыт США, Японии, скандинавских стран, Италии, Австрии, Испании, Канады, Турции, Кореи, Китая, Индии, Вьетнама, Чили, Польши, Венгрии, а также стран СНГ – Армении, Казахстана, России, Беларуси и Азербайджана. У каждой из этих стран есть свои особенности и свои успехи в отдельных сферах благодаря развитию кластеров. Сегодня тема кластеров актуальна для всех стран мира, потому что говорить о развитии той или иной страны, о её конкурентоспособности можно только при наличии чёткой программы развития её регионов. Кластеры стали не просто модным термином. Кластеры стали эффективным инструментом развития отдельных территорий и регионов, что способствовало повышению общенациональной конкурентоспособности. Чтобы этого добиться, в стране идея качества и инновационности должна стать национальной идеей, приоритетным направлением взаимодействия в обществе.

А национальным проектом должно стать постоянное увеличение экспорта высокотехнологической продукции, а не сырья и полуфабрикатов. Необходимо перевести страну на интенсивный путь развития, путь развития технологий и инноваций. Одним из главных механизмов подъёма экономики страны должна стать чёткая, сбалансированная программа развития инновационных кластеров. Дополнительно важно отметить, что, как свидетельствует мировой опыт, инновации, как нежные растения, с трудом самостоятельно выживают и развиваются в суровых условиях рынка. Во всех странах правительства и региональные администрации прилагают большие усилия, чтобы создать оранжерейные условия для вызревания инновационных проектов и кластеров, поскольку понимают, что потом их плоды будут источником благосостояния для всей экономики. Для этого требуется продуманная и целенаправленная экономическая политика, учитывающая имеющиеся в регионе условия и социально-экономические предпосылки для формирования и развития инновационных кластеров.

Процесс кластеризации экономики сегодня интенсивно осуществляется в большинстве стран и регионов мира. Именно кластеры как основной локомотив повышения национальной и региональной конкурентоспособности стали характерной спецификой развития современной инновационной экономики. Кластерный механизм позволяет странам выдержать натиск глобальной конкуренции и обеспечивать реализацию задач национального и регионального инновационного развития. Существует много национальных особенностей в этом процессе. В странах с разными моделями пространственной структуры организации власти политика повышения конкурентоспособности страны с использованием кластерного подхода приобрела специфическую окраску.

Кратко рассмотрим специфику этого опыта у лидеров.

США

В США в результате исследования конкурентных преимуществ экономики страны появилась концепция «национальной инновационной способности». Кластерный подход к повышению конкурентных преимуществ страны стал применяться федеральным правительством в рамках новой научно-технической политики – «Инвестирование в технологии – это инвестирование в будущее Америки», провозглашённой в 1993 г. президентом Б. Клинтоном. В сферу ответственности правительства США были включены все «доконкурентные» этапы научно-технического цикла. Федеральное правительство взяло на себя ответственность за разработку мер по использованию технологий. В области внедрения были использованы формы, ранее применяемые к сельскому хозяйству, где более 100 лет уже существуют службы внедрения, которые доводят основные нововведения до фермеров и крупных хозяйств. Была принята программа создания Национальной сети центров внедрения промышленных технологий, которые финансируются на долевой основе из федеральных, штатных и муниципальных бюджетов. Интерес общества к формированию кластеров был вызван в США прежде всего успехами объединения компаний Силиконовой Долины (штат Калифорния). В рамках кластера «Силиконовая Долина» лишь за период с 1991 г. по 2001 г. венчурные инвестиции выросли с 2 млрд. дол. до 68,8 млрд. дол. Пример Калифорнии был поддержан и другими штатами США, которые смогли реализовать соответствующие программы кластерного развития. В настоящее время в США большинство городов и территорий реализуют свои кластерные стратегии. Там создаются комиссии по формированию кластеров. Необходимую аналитическую работу выполняют научные центры и университеты. Вышеназванные комиссии помогают участникам кластеров преодолевать трудности, решают проблемы укрепления кластеров, контролируют распределение прибылей участников кластеров. Первоначальный капитал кластера выделяется из бюджета администрацией штата, а уже потом привлекаются средства приватных компаний. Уже в начале XXI столетия в США в кластерах было задействовано 57% всего трудоспособного потенциала страны, а доля ВВП, созданного кластерами США составляла 61%. По данным Гарвардской школы бизнеса в американских штатах, где производство организовано на кластерной основе зарплата на 29% выше средней по стране. В то же время производительность труда в таких партнёрствах выше средней на 44%.

Китай

Новая политика Китая направлена на усиление внимания вопросам коммерциализации результатов исследовательской работы. При внедрении этой политики был также запущен механизм конкуренции. Образцом для построения кластера в Китае стала Силиконовая Долина и другие успешные примеры из-за границы. Несмотря на создание в стране более, чем пятидесяти высокотехнологичных зон, их рентабельность и эффективность сильно различаются друг от друга. Поэтому главной задачей правительства стало устранение межрегиональных различий.

В 1980-90 гг. в Китае были созданы особые зоны развития высокотехнологичных отраслей. Министерство науки и технологий и региональные власти совместно занимались созданием и развитием кластеров в этих зонах. К 2002 г. в Китае действовали 53 особые зоны, в которых функционировало 28388 фирм с 3,49 млн. сотрудников и уровнем продаж на 1 трлн. юаней/год.

В 1985 г. была создана первая особая зона высоких технологий – высокотехнологичный индустриальный парк в Шеньжене. В 1988 г. была создана Пекинская индустриальная зона. К 1991 г. в рамках программы развития инкубаторов Torch Program работало 26 таких зон. В 2002 г. Китай заключил контракт с Сингапуром с целью усиления кооперации в четырёх областях – информационные технологии, микроэлектроника, новые материалы и биологические науки (биология, биохимия, иммунология, генетика, физиология, экология и т.п.).

В процесс создания и развития кластеров в Китае вовлечены власти трёх уровней: центральное, региональное и муниципальное правительства. С одобрения центрального правительства правительство муниципалитета может создать на своей территории зону развития высокотехнологичных отраслей. Центральное правительство также взяло на себя функцию отбора фирм, достойных особых привилегированных мер.

Сотрудничество бизнеса и университетов в КНР регулируется Комиссией по национальному развитию и реформам. Она принимала участие в реформировании 242 исследовательских институтов, перед которыми была поставлена цель перехода от государственной исследовательской практики к частной. Кооперация между предпринимательской и академической средой в стране осуществляется лишь в особо выделенных отраслях, таких как информационные технологии, биотехнологии и др.

Китай с его большим населением и немалыми проблемами в экономике сумел за последние 30 лет, после изучения трудов теоретиков постиндустриализма и на основе изучения успехов кластеров США, Японии и др., создать свою модель кластеризации, включить в число приоритетных креативный сектор экономики, что стало основой впечатляющего успеха в подъёме конкурентоспособности своей экономики.

[s2If !is_user_logged_in()] Повний текст доступний зареєстрованим користувачам. Реєстрація на нашому сайті безкоштовна. Ввести логін або перейти на сторінку реєстрації. [/s2If] [s2If is_user_logged_in()]

Европа

Европейская кластеризация активизировалась, начиная с 1968 г., когда в рамках ЕС был создан Генеральный Директорат по региональной политике. В 1975 г. был сформирован Европейский фонд регионального развития, а в 1988 г. Европарламентом была принята Хартия регионализма и начал функционировать Совет региональных и городских объединений.

  • Следующими важными вехами на пути стран Европы к массовой кластеризации стали:
  • Саммит в Лиссабоне в 2000 г., который утвердил обязательность формирования странами ЕС национальных программ кластеризации. На этом же Саммите было создано «Европейское исследовательское пространство» (European Research Area, ERA) и была утверждена Программа развития Региональных Инновационных Систем (RIC).
  • Саммит в Брюсселе в феврале 2007 г., который одобрил «Манифест кластеризации Европы».
  • Саммит в Стокгольме 21.01.2008 г., который одобрил и огласил «Европейский кластерный меморандум», своего рода план действий Европы по обеспечению роста своей конкурентоспособности.

В Европе по уровню кластеризации особенно выделяются Италия и страны Балтийско-Скандинавского региона.

Поскольку цель нашего исследования – повышение конкурентоспособности Запорожской области на основе кластерной модели, то мы сосредоточимся на специфике кластеризации стран Черноморского региона, ибо в Европейской практике кооперация между соседними странами зачастую определяет темпы, динамику и перспективы кластеризации регионов.

[/s2If]